Финансы,
11 июля 2002 г.
Страховая и гарантийная защита воспроизводственного процесса 581 просмотр
Реальным воплощением страховой защиты выступает, как известно, страховой фонд. Первоначально формирование его осуществлялось в натуральном виде — в виде накопления определенных материальных благ, и ущерб по масштабу и материальному воплощению покрывался ограниченно. Гибель урожая сельскохозяйственных культур возмещалась с помощью запасов прошлых периодов. Потеря одежды, предметов хозяйственного, военного и бытового назначения — из предыдущих накоплений. Такая форма страхового фонда имела специфический признак замкнутости формирования и использования.
С распространением товарно-денежных отношений появилась возможность формировать страховой фонд в денежной форме, что послужило определенным стимулом развития этого фонда. С помощью денежного эквивалента страховой фонд преодолел материальные границы и включился в широкий хозяйственный оборот, приобрел признак универсальности. Страховой фонд становится неотъемлемым (необходимым и обязательным) элементом общественного воспроизводства. Экономическая категория "страховой фонд" выступает в качестве совокупности экономических отношений по формированию и использованию материальных и денежных накоплений, предназначенных для возмещения ущерба. Ряд ученых-экономистов вместо термина "страховой фонд" используют термин "страховые резервы". При этом сохраняется единство внутреннего содержания категорий — концентрация материальных и денежных ресурсов для покрытия чрезвычайного ущерба вследствие стихийных бедствий, техногенных катастроф, межгосударственных и межнациональных конфликтов, других негативных событий (Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М.Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2001. - С.389.Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник / Л.И.Сергеев, А.Н.Соколов, В.П.Жданов, А.Г.Мнацаканян и др.; Под ред. проф. Л.И.Сергеева. - Калининград, Балтийский институт экономики и финансов (БИЭФ), 1999. - С.334). Источником формирования совокупного страхового фонда является ВВП. Часть ВВП, переданная в страховой фонд, предназначается для развития и поддержания устойчивости национальной экономической системы. В определенные моменты материальные и денежные ресурсы страхового фонда могут использоваться для инвестиционных вложений в экономику. Страховой фонд создает условия для хозяйственной деятельности и предпринимательства (Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник / Л.И. Сергеев, А.Н.Соколов, В.П.Жданов, А.Г. Мнацаканян и др.; Под ред. проф. Л.И.Сергеева. - Калининград, Балтийский институт экономики и финансов (БИЭФ), 1999. - С.334.). Мировая хозяйственная практика выработала несколько организационных форм страхового фонда: гарантийные фонды (на межгосударственном уровне); централизованные фонды (резервы) (на национальном уровне); отраслевые резервные фонды (в рамках одной отрасли или вида деятельности); децентрализованные фонды — самострахование (на уровне конкретного товаропроизводителя); страховые фонды страховщиков (собственно страхование). Экономическая наука предполагает, что такое многообразие организационных форм страхового фонда свидетельствует о многогранности экономического потенциала общества. Страховой фонд по внутреннему содержанию классифицируется на натуральный и денежный; по формам организации — на гарантийные, централизованные, отраслевые, децентрализованные и собственно страховые фонды. Значимыми моментами функционирования страхового фонда является комплексная страховая защита, многовариантность форм, учет отраслевой специфики и субъектов собственности, прямое государственное участие и регулирование процесса их формирования и использования. Для общественного производства страховой фонд создает необходимые условия эффективного функционирования. Национальные риски связаны с определенной спецификой, что оказывает воздействие на построение системы защиты. Гарантии, обеспечивающие имущественные интересы производителей и инвесторов, покрываются за счет ресурсов государства. Формирование гарантийных фондов осуществляется с помощью государственных средств; функционирование и управление находится в ведении уполномоченных органов; расходование ведется в особом и строго регламентированном режиме. Гарантии, предоставляемые хозяйствующим субъектам, — это поручительство, оформленное как конкретные обязательства, которые берет на себя государство. Категория "гарантия" имеет исключительно практическое значение: законодатели сознательно отказываются от введения системы реальных гарантий, что превращает законодательные положения страны в декларативные заявления, не подкрепленные механизмом практической реализации. Набор гарантий, предоставляемых производителю и инвестору в национальном и международном масштабе, в принципе одинаков. Это гарантии: обеспечения неприкосновенности имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории страны-получателя; прав инвестора воспользоваться результатами предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе инвестиций; относящиеся к порядку разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестирования. Правовые нормы, обеспечивающие гарантии неприкосновенности имущества иностранных инвесторов, предусматривают защиту от принудительного изъятия имущества и его возврат. Гарантии на права инвестора воспользоваться результатами предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе инвестиций, в основном касаются законодательных норм, регулирующих порядок перевода прибыли за пределы принимающего государства и механизм реинвестирования капитала. Одной из важнейших является регламентации гарантии по порядку разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестирования. Именно эта гарантия выступает основой для всех других провозглашаемых гарантий. Главной задачей национального законодательства и международных соглашений является определение надлежащим образом механизма гарантирования. Иначе декларированные гарантии утрачивают свою значимость. За каждым видом гарантии должен стоять соответствующий порядок обеспечения ее неукоснительного исполнения. Такой подход позволяет полностью обеспечить защиту интересов субъектов хозяйствования. В мировой практике хозяйствования насчитывается три формы организации гарантий. Существование их определяется необходимостью защиты интересов инвесторов разных стран и созданием гарантийного фонда достаточного объема. По уровню функционирования выделяют национальные гарантийные агентства, межгосударственные соглашения и международные организации. Национальные организации-гаранты предоставляют обеспечение инвесторам данной страны, если последние осуществляют инвестиции в экономику других государств, имеющих неблагоприятный экономический климат. Гарантии в основном покрывают национальные риски. Межнациональные организации имеют аналогичные цели и финансовый механизм. Процедура гарантийных обязательств, как правило, связана с иностранными инвестициями. При осуществлении инвестиций возникает реальное противоречие: инвестор и источники являются резидентами одной страны, а объект находится на территории другого государства. В данном случае появляется дополнительный риск, несогласование и разночтение национальных законодательств в области инвестиций. Существенное значение здесь имеет дифференциация инвестиций. Они подразделяются на государственные и частные. Государственные инвестиции выступают в виде займов, кредитов, которые предоставляются государством (или международной организацией) стране-реципиенту. Эти инвестиции регулируются нормами международного права и межгосударственными соглашениями. Частные инвестиции осуществляются юридическими или физическими лицами одной страны в объекты, расположенные на территории другой страны. Они подпадают под действие национального законодательства. При этом отдельно принимается во внимание статус имущественных прав на движимое и недвижимое имущество. Российская Федерация накопила определенный опыт в предоставлении государственных гарантий конкретным хозяйствующим субъектам. Хотя этот опыт нельзя считать достаточным, тем не менее он существует и не учитывать его нельзя. Предоставление государственных гарантий регламентировано на законодательном уровне. В 2002 г., согласно Программе внутренних заимствований, за счет федерального бюджета будет предоставлено государственных гарантий 36,6 млрд руб. (О федеральном бюджете на 2002 г.: Закон РФ от 30.12.01. № 194-ФЗ. Приложение 23. Программа государственных внутренних заимствований РФ на 2002 г.) В соответствии с законодательными решениями получателем государственных гарантий будут государственное федеральное унитарное предприятие "Космическая связь" и открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". В Российской Федерации регламентирована специфическая форма государственной гарантии — включение гарантий на привлечение внутренних и внешних заимствований в структуру государственного долга. В 2002 г. Правительство РФ рассматривает возможность предоставления гарантий по привлекаемым кредитам на внутреннем и внешнем рынках для реализации инвестиционного проекта по созданию национальной системы мобильной спутниковой связи "Садко". Следует отметить, что предоставление гарантий достаточно жестко регулируется государством. Особое внимание уделяется обеспечению возвратности ресурсов федерального бюджета, выделенных в качестве гарантийных обязательств. Так, Правительством РФ принимаются меры по взысканию с российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" средств федерального бюджета, израсходованных на исполнение государственных гарантий по обязательствам данного юридического лица. Самой существенной по объему финансовых ресурсов является программа предоставления государственной гарантии РФ при страховании гражданской ответственности авиаперевозчиков (О предоставлении государственной гарантии РФ при страховании гражданской ответственности авиаперевозчиков; Постановление Правительства РФ от 26.10.01 г. №738.). Госгарантия предоставляется по страховым случаям, предусмотренным обычаями делового оборота по данному виду страхования (Оговорка о дополнительном покрытии (авиационная ответственность): Ассоциация авиационных страховщиков "Ллойдс" от 19.09.01 № AVN52D). Предоставление страховщику государственной гарантии производится на конкурсной основе. При этом устанавливается предельный параметр гарантийных обязательств страховщика по возмещению части ущерба, причиненного третьим лицам. Государственная гарантия предоставляется на ущерб, превышающий 50 млн долл. Практика предоставления гарантий распространилась с федерального на региональный уровень, что можно интерпретировать как свидетельство дальнейшего развития форм страховой защиты общественного воспроизводства. Так, администрация Самарской области в 2002 г. предоставила гарантии третьим лицам на привлечение заимствований в сумме 1 млрд руб. В области принят нормативный документ о предоставлении госгарантий для обеспечения инвестиций. Инвестиционные ресурсы должны привлекаться в приоритетные для Самарской области инвестиционные проекты и программы. К таким отраслям относятся машиностроение, агропромышленный комплекс и переработка сельхозсырья, транспорт, связь, жилищное строительство, производство современных строительных материалов. Отечественный опыт предоставления государственных гарантий включает федеральный уровень и уровень субъекта Федерации. Происходит распределение полномочий по организации систем гарантийной защиты. Одновременно строго регламентируются направления, которым предоставляется гарантия: инвестиционные вложения, внутренние и внешние заимствования, страхование ответственности и т.д. Кроме того, законодательно закрепляется размер государственной гарантии, так что решение органов власти подкрепляется финансовым обеспечением. Существенно, что напрямую указывается источник гарантийных ресурсов — федеральный бюджет, областной бюджет и др.
Е.Г.КНЯЗЕВА, Уральский государственный экономический университет, кандидат экономических наук
Вся пресса за 11 июля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|